Психологическая йога

Содержание

Йога и психотерапия: как они помогают гармонизировать жизнь

Психологическая йога

В ритме нашей жизни очень важно не потеряться в череде событий, планов, встреч и найти время для себя, гармонизировать свое состояние, найти личные ресурсы. Одним из вариантов решения может стать йога.

Многие из тех, кто приходит на групповое занятие по йоге, приходят за тем, чтобы прикоснуться к ее сути: погрузиться в атмосферу расслабления, работы над собой, погружения в себя.

Что бы ни привело вас в практику йоги, будь то желание решить конкретные проблемы со здоровьем, уравновесить эмоциональное состояние или улучшить общее самочувствие, а может быть, глубже погрузиться в духовное развитие и найти ответы на вопросы, лежащие вне обычной повседневной компетентности, будет полезным в начале ознакомиться с теми целями, для которых была создана эта древняя система.

Итак, какова цель йоги, какой она была задумана и сотворена давным-давно? Цель йоги, как многогранной науки самосовершенствования в том, чтобы привести человека к осознанию своей собственной природы.

Для достижения такого высокого результата предлагается включать практику йоги во всю свою жизнь.

Соблюдать яму и нияму — этические предписания, заниматься самопознанием и чтением духовной литературы, выполнять физические и дыхательные упражнения — асану и пранаяму, и упражняться в медитации.

Безусловно, ваша жизнь может быть гармоничной, приносить много радости, и вы не видите причин кардинально ее менять, заниматься самопознанием, а просто хотели бы подкорректировать некоторые ее аспекты. В этом случае вы также можете заниматься йогой, хотя бы практикуя асаны, и это принесет вам большую пользу.

Откуда такое обнадеживающее высказывание? Давайте разберемся.

Для начала, благодаря регулярной практике, вы будете лучше чувствовать себя и свое тело, а значит, свои истинные потребности — таким образом, постепенно уйдут деструктивные привычки в питании и образе жизни, а также люди и дела, стоящие на пути к светлой, счастливой и осознанной жизни.

Вместе со здравым образом жизни усилится внимательность и концентрация, и это позволит мыслить острее и видеть шире, а это будет полезным в любой деятельности.

Регулярное выполнение асан оказывает общий оздоравливающий эффект на все системы организма за счет того, что асаны раскрепощают суставы, растягивают и укрепляют самые разные мышцы, посредством мягкого массажа внутренних органов выводят токсины и гармонизируют работу органов и нервной системы. Занятия йогой усиливают сопротивляемость организма к инфекциям и различным заболеваниям, устраняют хронический стресс, помогают справиться с психосоматическими заболеваниями.

С регулярной практикой тело все больше растягивается и расслабляется, меняется и его энергетическая структура. Все это непосредственно влияет на работу ума.

Те эмоции и убеждения, как правило, негативные, которые долгое время находились в зажатом состоянии в зажатых областях тела, выходят из подсознания и мы получаем доступ к тем стереотипам или страхам, которыми руководствуемся в нашем обычной жизни. Постепенно очищая ум от накопленных загрязнений — старых непрожитых чувств,

ригидных мыслей, убеждений и верований — мы становимся осознаннее и объективнее, что не может не сказаться на нашей жизни — восприятие становится легче и прозрачнее, а вместе с этим, становится легче и проще жить.

Таким образом, оздоровление тела и ума с помощью асан не является конечной целью практики йоги, но служат средством успокоить их настолько, чтобы о них можно было забыть — устранение всякого страдания в теле и в уме является только первой целью в йоге, но можно остановиться и на ней.

Еще одним вариантом гармонизации жизни и может стать психотерапия, психологическое консультирование или различные психологические практики. Конечно, можно относиться к психологии настороженно.

Однако работа с психологом помогает укрепить психологическую устойчивость, увидеть и изменить свои поведенческие и мыслительные стереотипы, множество возможностей, начать думать и поступать в своей жизни по-другому, вылечить старые душевные раны вырасти личностно и просто стать счастливее и свободнее.

Кроме этого психотерапевтическая работа дает человеку развитие спонтанности, креативности, эмпатии, умения вчувствоваться в другого человека, раскрытие своих новых сторон и качеств характера, развитие понимания внутреннего мира и возможных причин поступков людей, гибкости поведения, умения адаптироваться в новых условиях. Работа может быть индивидуальной или в групповой форме. Во втором варианте каждый участник получает поддержку не только ведущего, но и группы. Групповая работа не всегда психотерапевтическая. Может быть развивающая психологическая работа с ценностями группы, с ее представлениями о профессии, со стереотипами, телесными и эмоциональными зажимами, разыгрывание тем, актуальных для группы, поиск ресурсов и вариантов решения проблем.

Формат фестиваля — удобный вариант, во время которого можно попробовать новые для себя практики и направления, познакомиться с практической психологией, получить простую психологическую технику, которую можно использовать в повседневной жизни, например, для успокоения или поддержания энергии, а может быть, сделать личные открытия и сделать шаг на пути к еще более счастливой жизни.

Фестиваль «День в гармонии» является возможностью прикоснуться к йоге, медитации, познакомиться с психологическими практиками, зарядиться энергией, получить ресурсы, и просто приятно провести время. Ведущие фестиваля — сертифицированные преподаватели йоги и дипломированные психологи.

Наталия Тулякова — психолог, преподаватель йоги, Ирина Пермякова — психолог.

просим записаться заранее, нам важно планировать и знать количество участников:

https://.com/event151726688

23.12.2017 «День в гармонии»

Фестиваль йоги и психологических техник.

Ответственные:

Наталия Тулякова ,

Ирина Пермякова

Итоги:

Источник: http://lawinrussia.ru/content/yoga-i-psikhoterapiya-kak-oni-pomogayut-garmonizirovat-zhizn

Психология и/или йога | Качество жизни | Наша Психология

Психологическая йога

Древняя индийская практика давно и прочно вошла в число модных увлечений, из-за чего нередко попадает в единый смысловой ряд с диетами, бассейнами, кошкотерапией и психологами. Отсюда дежурный вопрос: так что же «лучше помогает»? Складывается впечатление, что йогой не занимается только ленивый.

Все, все, все – от Дэвида Духовны и Кейт Мосс до президента Дмитрия Медведева и доброго десятка девчонок из соседнего двора – с упоением рассказывают о том, как они просветляются, оздоравливаются и обогащаются, посвящая редкие часы досуга мантрам и асанам.

А кто признается, что жить не может без любимого психотерапевта? Как говорится, почувствуйте разницу.

О моде и просветленных собачках

Вообще-то йога пришла к европейцам довольно поздно: одним из первых интерес к ней проявил Артур Шопенгауэр, который водрузил на письменный стол статуэтку Будды, назвал пуделя Атманом и решил изучать Упанишады.

Но если разбираться в том, как именно счастье несет в себе природу страдания, были готовы лишь ученые умы, то приобщиться к «сверхъестественной» оздоровительной системе пожелали многие. После того как Свами Вивекананда выступил в 1893 году на Всемирном парламенте религий в Чикаго, школы йоги стали множиться со скоростью света и не потеряли своей популярности по сей день.

Да что там не потеряли! Гонимая и непризнанная в СССР, на постсоветском пространстве йога трансформировалась в индустрию, в рамках которой всякий уважающий себя фитнес-клуб (и танцевальная школа тоже) почитает за правило включить в расписание соответствующий класс, а любое турагентство – йога-туры. Бывают и вовсе курьезные истории.

Так, например, пять лет назад техасский фотограф Дэн Боррис сделал первую работу для серии «Йога-собаки». Терьер, раскорячившийся в асане, имел у публики столь очевидный успех, что сегодня альбомы и календари с изображениями йога-котят и йога-щенков расходятся сумасшедшими тиражами.

Почему? Да потому, что многие искренне верят: с помощью эзотерической практики даже животное способно достичь самадхи (высшей степени развития души, к которой стремится каждый йог; дойти до нее означает, что нечто божественное слышит йога и мироздание показывает ему и его самого как частичку божества, сотворившего весь этот мир, и сам мир в его многообразии и красоте).

«Йога – путь духовного совершенства и единения духа и тела, – напоминает научный сотрудник кафедры общей психологии факультета психологии МГУ им. М. В.

Ломоносова Елена Федорович, – и с этой точки зрения собаки никак не могут заниматься йогой, да и “разум успокаивать” тоже.

Они просто проводят время со своими хозяевами, а умея адаптироваться к разным условиям совместного досуга, преуспевают и тут. В целом это коммерческий развод и благоглупость».

Точки соприкосновения

Искать их можно до бесконечности, до бесконечности же увязая в деталях. Но первое, что бросается в глаза, – и йога, и психология – области знаний, требующие глубокого детального изучения. Но, как это бывает с дисциплинами, точкой приложения которых является человек, трактовки, домыслы (в этом формате неизбежные) довольно скоро обрастают мифологией.

И если самое распространенное заблуждение, касающееся психотерапии, гласит, что «к психологу ходят психи», то миф о йоге звучит примерно так: если уж заниматься, то с целью достичь духовного роста.

Ну а поскольку в индуизме, буддизме и прочих родственных религиях наша жизнь на земле – промежуточный этап, то задача практикующих йогу – просветлиться настолько, чтобы получить возможность больше в земную ссылку не отправляться.

По мнению одного из самых авторитетных на сегодня учителей Беллура Кришнамачара Сундарараджи Айенгара, определение йоги как «пути слияния индивидуальной души с абсолютом» слишком трудно для понимания современного человека, а потому он предпочитает формулировку «пути единения тела с умом, а ума с душой». И конечной целью здесь будет не просветление, а душевная гармония. Как и в психотерапии.

«Не нужно делать различий, говоря, что вы занимаетесь правильной йогой, а кто-то другой неправильной, – пишет Айенгар в своей знаменитой работе “Древо йоги”. – Йога едина, как един мир и люди, в нем живущие.

Вы считаете себя русским или американцем только потому, что родились в России или в Америке, я индиец, потому что родился в Индии, но между нами как между человеческими существами нет различий.

Так и с йогой – одни выбирают путь для самореализации, другие для здоровья».

Подобно тому как в психологии не существует запрета на те или иные эмоции, йогины развенчивают миф, что практикующие непременно должны быть благостными и невозмутимыми.

«Согласно древней традиции, общество разделялось на четыре касты: брамины (священнослужители), кшатрии (воины), вайшьи (торговцы) и шудры (слуги). Эти касты существуют в нашем подсознании, воплощая четыре состояния ума, – читаем у Айенгара.

– Чтобы чему-то научиться, новичок должен работать в поте лица – это качество шудры. Когда человек немного набирается опыта, он нередко начинает обращать всех в свою веру, – это качество торговца.

Становясь еще более опытным, он вступает в конкуренцию (качество кшатрия), когда же он познает суть предмета, он извлекает из своих занятий духовное удовольствие (прерогатива брамина)».

Психологи рассматривают человека в его целостности. Гештальттерапевты – в единстве эмоций, мышления и поведения, находящихся во взаимодействии с окружающим миром. Телесно-ориентированные терапевты полагают, что глубинные психические травмы эффективнее лечить, воздействуя на телесные процессы.

С точки зрения йоги, умственных страданий в чистом виде не бывает: ум – это телесное в его наитончайшем проявлении, тело – это манифестация ума. Влечение, отвращение, страх – это психонейробиохимические переживания.

А потому йога – прежде всего практика, метод изучения самого себя, который совершенствует тело, успокаивает ум и приводит к покою души, а душевная гармония, по йогической традиции, и есть суть нашего существа.

Совместный проект

Может ли йога дополнить психологию? А психология – йогу? Или, если заниаешься йогой, психология уже и ни к чему?

Цели этих областей знаний во многом схожи: понять, почему человек поступает так, а не иначе, и сделать так, чтобы его психика развивалась гармонично и по возможности без заскоков. Но йога – это больше чем система оздоровления и больше чем наука.

Это способ обрести мировоззрение, и никак не меньше. Как раз та самая ступенька, которой не хватает психологии, чтобы столь же прочно завладеть умами своих адептов. Вот потому-то интерес психологов к йоге носит не только умозрительный характер.

По мнению гештальттерапевта и практика йоги Льва Черняева, корни популярности индийской практики в современном обществе лучше искать в ее индивидуалистичности: «В отличие от многих направлений психологии, например коучинга и бихевиористики, йога не ставит никаких задач и не имеет маркеров успеха. Йогой можно заниматься в свое удовольствие, достаточно коврика и самого себя. Физические упражнения, дыхание и медитация – все это очень личный проект, в котором нет и не может быть доминант. В одном из первых классических текстов “Йога-сутры” Патанджали говорится: “Йога есть удержание материи мысли от возмущения”. Это значит, что вы учитесь владеть своими эмоциями, не зацикливаетесь на негативных мыслях и переживаниях. Вы учитесь не думать о белой обезьяне… Как раз то, что нужно в нашей полной беспокойства и стрессов жизни».

Йога очень психологична. Леность, сомнения, апатия, ложное восприятие, неуспех в сосредоточении, скорбь – эти переживания в древних текстах называются «неправильными знаниями», тем, что мешает йогинам достигать своего. Зато «правильные знания» – это дружба, милосердие, спокойствие, радость.

«Йога закладывает другой способ мышления, позволяющий увидеть себя со стороны: в контакте с людьми, наедине с собой, в воодушевлении и в расстроенных чувствах, – продолжает Лев Черняев. – Она дает своего рода метапозицию по отношению к происходящему».

Несмотря на некоторую разницу в методологии и философии, йога и психология имеют одну и ту же точку приложения – человека. Точнее – его душу (или пусть будет психика – этимология слова все равно та же самая). По большому счету, совершенно неважно, какой путь выбрать для себя – лишь бы он вел к вершинам, а не на дно, и приносил счастье и покой, а не смятение и горе.

А раз оба пути имеют полное право на существование, вопрос лишь в том, какую из дисциплин и какой стиль занятий читатель считает более близкими для себя по духу: ашрам в Индии с восточным колоритом или кабинет психотерапевта с привычной западной сдержанностью. Основное замечание – нужно иметь четкое представление о том, чего же вы в итоге хотите добиться. И, кроме того, никто не отменял здравого смысла: фанатизм и чрезмерное рвение одинаково плохи, какой бы точка приложения у них ни была.

Римма Умярова,
смехотерапевт

СМЕХО-ХО-ТЕРАПИЯ

В 1995 году в Индии появилась йога смеха. Официально Россию с этим направлением познакомил в 2008 году Себастьян Джендри, который провел сертификационную программу в Москве. К большому сожалению, на сегодняшний день в нашей стране это направление не получило такого широкого распространения, как во всем мире.

Йога смеха – это одно из направлений современной смехотерапии. От йоги она достаточно далека, здесь вы не найдете асан и медитации.

В йогу смеха входят дыхательная гимнастика, телесные и игровые упражнения (например, ученики выполняют ряд движений, произнося при этом «хо-хо» и «ха-ха»). Это все служит задаче подготовки организма к естественному смеху.

Мы смеемся не над шутками и анекдотами без повода, потому что смех в группе заразителен.

Во время естественного смеха мозг работает в альфа-ритме. Примечательно, что это ритм вхождения в медитацию. В отличие от бета-ритма – ритма борьбы и бегства, создающих стресс, в котором живет современный городской житель.

Как известно, при смехе выделяются бета-эндорфины – «гормоны радости», улучшающие работу иммунной и сердечно-сосудистой систем, снижается уровень гормонов стресса, происходит релаксация. Включается естественная саморегуляция, наступает восстановление после напряжений и перегрузок.

Однако стоит помнить о том, что есть некоторые противопоказания к занятиям йогой смеха. Это опущение органов, состояния после операций, недавно перенесенный инфаркт, тяжелые заболевания глаз.

ШАВАСАНА. Достижения в этой асане приравниваются к достижениям в целом от практических занятий хатха-йогой. Цель шавасаны – отдых и полное расслабление.

ПОЛОЖЕНИЕ – ЛЕЖА НА СПИНЕ. Руки вытянуты вдоль тела, но тела не касаются. Ноги вытянуты и немного разведены в стороны. Глаза закрыты.

Расслабьте все мышцы тела, начиная с мышц рук, затем ног, ягодицы, поясницы, живота, спины, груди и мышцы плечевого пояса. Затем расслабьте мышцы шеи, лица и язык. И последними расслабьте глаза.

При выходе из шавасаны сделайте глубокий вдох и потянитесь, напрягая все мышцы в том же порядке.

ПАДМАСАНА, ИЛИ ПРЕСТОЛ ЛОТОСА. Одна из основных поз медитации в йоге. Является базовой основой для любых комплексов.

ПОЛОЖЕНИЕ – СИДЯ. Одна нога находится на вершине противоположного бедра, пятка близко к животу. Другая нога помещается на противоположном бедре симметрично.

КОЛЕНИ КАСАЮТСЯ ЗЕМЛИ. Туловище находится в равновесии, с прямым позвоночником. Туловище расположено по центру, над бедрами. Язык опирается на небо. Руки могут лежать на коленях с применением мудры. Руки расслаблены, слегка согнуты в локтях. Положение должно быть естественным и комфортным, без каких-либо резких болей.

духовный ростйогаличностный ростмотивацияпсихологические установки

Источник: https://www.psyh.ru/psihologiya-i-ili-joga/

Психосоматическая йога

Психологическая йога

Вильгельм Райх, ученик Зигмунда Фрейда, первым уделил особое внимание воздействию на тело в процессе психотерапии. Понятие мышечного панциря введено именно им. Такой панцирь возникает у человека как средство защиты от беспокойства и тревоги. Опытным путем выяснено, что если снимается напряжение в мышцах, симптомы различных психических расстройств смягчаются или уходят вовсе.

В практике телесно-ориентированной психотерапии применяются разные методы: различные виды массажа или упражнения.

Любая из этих практик направлена не только на расслабление мышечных зажимов, но в основном на осознание своего тела и эмоциональную реакцию на это осознание.

Неоспоримо и то, что телесная работа должна сочетаться с аналитической, потому что если не осознать изменения в теле, негативная симптоматика может вернуться.

Психосоматическая йога как метод

Психосоматическая йога как метод используется в практике телесно-ориентированной психотерапии сравнительно недавно. Он интегрирует телесный, эмоциональный и духовный аспекты практики на основе последних достижений нейропсихотерапии и обеспечивает качественно новый глубокий эффект, который в обычных условиях нам сложно достичь.

Метод соединяет психологию, современные телесно-ориентированные и древние восточные практики. Йогапсихотерапия подойдет клиентам, страдающим психосоматическими заболеваниями, фобиями и паническими атаками, мышечными блоками и зажимами, которые влияют на здоровье позвоночника, беременным женщинам и молодым матерям во время послеродового восстановления.

Негативные мысли и эмоции – в теле

Неважно, негативная мысль запускает негативную эмоцию или наоборот, но эти импульсы передаются в тело и угнетают мышцы, органы, создавая напряжение в теле. Определенная негативная мысль или эмоция поступает в какое-то определенное место и задерживается там. Например, трапециевидная мышца – это фактически карта нашего мозга.

Эмоция, так сказать, попавшая в трапецию, может долгое время там храниться. Например, это страх: когда-то человек чего-то испугался, и страх теперь в нем сидит. Когда зажим в трапеции механически начинает отпускать, как джин из бутылки, освобождается и эмоция.

Но что с ней делать, когда она выходит? Можно не просто отпустить напряжение, но осознать его и проанализировать – это будет более продуктивно.

Обычно «задерживаются» в нашем теле повторяющиеся негативные мысли – неуверенность в завтрашнем дне, чувство вины, страх оказаться “не на высоте” – вырабатывая негативный паттерн. Человек даже может себе не признаваться в наличии такого паттерна, но если начать высвобождать эмоции, ему придется признать, что это, предположим, страх, и начать его исследовать.

Например, одна клиентка, когда расслабляется с валиком под поясницей, постоянно вспоминает все плохое, связанное с ее мужем. Как она однажды призналась, эта женщина даже не подозревала, что этого плохого так много.

В ее теле жило скрытое напряжение, благодаря которому человек не осознавал, что сам себя загоняет в депрессию.

По сути, мы всегда это делаем сами, но многие склонны винить во всем внешний мир, окружающих и вообще злую судьбу.

Как я реагирую на стресс

Одна из составляющих этого направления – осознание реакций клиента на стресс. Существует три самых распространенных реакции на стресс – замереть, убежать или начать драться. Они похожи на самые простые реакции всего животного мира и проявляются в повседневной жизни.

Столкнувшись с проблемой, один застынет и ничего не скажет, другой убежит в обжорство, а третий начнет проявлять агрессию, направляя ее на себя или на кого-то.

Это нормально, но если эти реакции чрезмерны, с ними необходимо работать, чтобы они не портили нашу жизнь, ухудшая состояние здоровья.

Типичные реакции проявляются в процессе выполнения сложных или не совсем комфортных йогических упражнений: человек и в этих условиях может замереть, убежать или проявить агрессию.

Другими словами психосоматическая йога предполагает создание контролируемой ситуации стресса, чтобы в процессе длительного пребывания в одной позе проявилась стандартная  реакция на стресс, которую можно выделить, проанализировать и начать сознательно менять.

Бывает и так, что человек всю жизнь испытывает рэкетные чувства, то есть одно чувство у него покрывает другое. Например, мальчику с детства говорили, что плакать нельзя, поэтому, когда он чувствует печаль, вместо нее на первый план выходит агрессия.

Взрослый мужчина, выросший из этого мальчика, каждый раз, когда ему грустно, проявляет агрессию. Когда он приходит ко мне, моя задача распутать загадку, изучить, научить проявлять чувства так, как это необходимо.

Иногда клиент даже начинает плакать, и ему сразу же становится легче – он освобождается от подавленных чувств, которые скапливал годами.

Как проходит сеанс

Психосоматическая йога — это специфические сеансы. Каждый сеанс проходит вместе с психологом-консультантом в условиях спортивного зала или фитнес-студии. На такую сессию лучше захватить с собой удобную, не стесняющую движений одежду из натуральных тканей.

В качестве вспомогательных материалов используются инструменты йоги критического выравнивания Херта ван Льюэна – планка, валик, бэкбендер, хедстендер. В зависимости от поставленной заранее цели, которую клиент хочет достичь в результате такой работы, определяется степень воздействия вспомогательных материалов на тело.

Для начала нужно будет выбрать, с какой частью тела есть желание поработать сегодня, – верхней или нижней. После этого консультант предложит одно упражнение (или асану), которое необходимо, чтобы достичь эффекта расслабления выбранной зоны.

Если это верхняя часть тела, можно начать расслабление с шеи (оказав воздействие на первый или седьмой шейные позвонки), спины (воздействуя на область между лопатками или сразу под ними), поясницы (положив валик под нее). Если клиент выбирает работу с нижней частью тела, расслабление пойдет от области крестца.

Например, консультант может предложить клиенту просто лечь на планку крестцом и лежать на ней спокойно какое-то время. Главное – наблюдать за процессами, происходящими в теле в это время, и сообщать о них консультанту. Подробно останавливаясь на мыслях, образах, которые будут приходить в сознание, можно постепенно выйти на острую, актуальную в этот момент для клиента тему и обсудить ее.

Не стоит опасаться проявления эмоций в процессе терапии: это нормально. Лучше остановиться и попробовать посмотреть на любую эмоцию глубже, прочувствовать ее. Процесс откроет какую-то до сих пор не ведомую дверцу в исследовании проблемы клиента.

Психолог консультант, йога-терапевт Элина Иванова

Источник: http://goodpsy.ru/psikhosomaticheskaya-joga

Почему йога и духовность не заменят вам психолога (а то и психиатра)

Психологическая йога

Много лет назад, когда я только начинала работать психологом, у меня в клиентках оказалась симпатичная женщина средних лет. Оставив первую профессию, основала свою йога-студию.

Обратиться за помощью к психологу ее заставила депрессия, от которой, собственно, она и пыталась излечиться с помощью йоги. Получалось не очень. «Пока я занимаюсь или веду группу, все прекрасно.

Но дни, когда я предоставлена самой себе, поистине ужасны».

Я вспоминаю эту историю каждый раз, когда мне кто-нибудь пытается доказать, что психотерапия – не единственный путь к лучшей жизни. Что есть еще духовное развитие, медитации, эзотерика и просто йога наконец. Что вовсе не обязательно заниматься этим вашим «пережевыванием прошлого», надо просто идти дальше, перестать об этом думать и развиваться духовно.

Две большие разницы

Рынок услуг, направленных на улучшение человеческой жизни через исправление (вразумление, вдохновление и пр.) человека же, чрезвычайно развился за последние годы.

Что и понятно: ни производство, ни торговля чем-то существенным не приносит таких относительно легких денег. Для вразумления и духовного развития человека не нужны производственные мощности или материалы, не надо много вложений.

Если правильно поставить дело, вразумлять и просветлять можно миллионы людей – и неплохо на этом зарабатывать.

Прелесть в том, что просветление – процесс бесконечный. Опять же, если правильно подойти. Во всяком случае о «духовных учителях» и йога-инструкторахгораздо реже, чем о психологах, сплетничают, мол,«пришел, заплатил бешеные деньги – и все зря: не помогло».

Продажа услуг у духовных практиков на высоком уровне: у них за все клиент отвечает.

Не удалось «простить» или «отпустить»? Не удалось «отпустить все свои желания»? А плохо работала, мало медитировала, без рвения читала молитву, все-таки желала чего-нибудь втихаря.

И только глупые честные психологи берут на себя ответственность за свою часть процесса – за что и получают то и дело.

Реклама, пиар и сфера услуг

Но не только тут мы проигрываем эзотерикам и духовным учителям.

Еще мы проигрываем по части пиара и рекламы.

Когда 10 лет назад в России появился первый глянцевый журнал о психологии, главной проблемой журналистов было упросить психолога – практикующего психотерапевта или ученого-исследователя – найти время дать интервью или прокомментировать текст. Этим людям не до того. У них клиенты, лекции, группы, супервизии. Им было совсем не интересно тратить время на разговоры.

Наша профессия – довольно закрытая. Никто из нас не может попросить клиента написать отзыв на сайте о том, как отлично мы ему помогли. Не может ни сейчас, ни когда-нибудь потом. Вообще никогда.

Каждый «случай из практики», который пытаешься рассказать миру, – это целая цепь сложных согласований, направленных на то, чтобы героя истории никто не узнал. Психотерапевтами не делятся как косметологами или, скажем, хорошими врачами или теми же инструкторами йоги.

Многие из тех, кто пользуется услугами психотерапии, скрывают это от своего окружения и поэтому молчат как рыбы о том, какой ты специалист.

Словом, в борьбе за душу потенциального клиента психолог/психотерапевт однозначно проигрывает любому эзотерику или духовному учителю.

Прибавьте сюда еще естественное сопротивление, которое вызывает у человека необходимость «копаться в себе», а работать с психологом без этого невозможно.

И станет понятно, почему многим легче податься в ученики к духовному учителю, чем в кабинет психотерапевта. 

Почему психотерапию нельзя заменить духовной практикой?

У психотерапии и духовных практик как будто бы много общего.

По понятным причинам: психотерапия, как практическая деятельность, с одной стороны, основана на психологической науке, на физиологии и неврологии, с другой – использует весь опыт человечества, накопленный в философии и религии.

Иногда психотерапию называют практической философией. Психотерапевты разных направлений используют и приемы медитации, и разные телесные практики для достижения цели.

Общего много, но есть и отличия.

Психотерапия устроена так, чтобы человек стал ближе сначала к себе, к людям и миру, а уж потом, если ему очень надо, к Богу.

Духовные практики свою цель сразу располагают над головой человека, в области божественного.

И как бы «подтягивают» человека к Богу через смирение и отказ от некоторых эмоций и чувств, которые религиями, будь то христианство, буддизм или индуизм, не принимаются.

К ним относятся любые формы проявления агрессии, например. Религия требует от человека от этих чувств избавиться путем смирения, апример, с помощью йоги и медитаций.

Психотерапия же исходит из того, что эмоции и чувства человека нет надобности отрицать или порицать. Чувствовать мы можем все что угодно. Вопрос в том, что именно мы с этими переживаниями делаем.

Психотерапия не ставит своей целью «подтянуть» человека до уровня сверхчеловека или Бога. Она признает его человеком – слабым, несовершенным, но способным к изменениям.

Психотерапия готова нянчиться с человеком, если он по каким-то причинам остался незрелым, готова опплакивать с ним его боль и готова принимать и переживать его агрессию.

Духовные практики буксуют на этом месте, ведь агрессия – это то, от чего следует избавиться. И человек ходит по кругу, получая только временное улучшение и не решая проблемы.

И совсем плохо, если люди, переживающие настоящую депрессию или пытающиеся справиться с последствиями серьезной психологической травмы, пытаются преодолеть свою психологическую дефицитарность с помощью духа.

Это как пытаться вылечить перелом позвоночника с помощью акробатики. Возможно, есть особо крепкие организмы, которые способны и на это. Но в таком случае им и акробатика или духовный рост ни к чему.

Они и так уже перешли на уровень Бога.

Источник: http://www.sncmedia.ru/body/pochemu-yoga-i-dukhovnost-ne-zamenyat-vam-psikhologa-a-to-i-psikhiatra/

Йога – это работа с психикой через тело — Азбука Йоги

Психологическая йога

Йога – состояние психики при полной временной волевой остановке ментальных процессов. В широком смысле, йога – это система практик, направленных на вхождение в состояние полной временной волевой остановки ментальных процессов.

«Атха-йога-анушасанам» – буквально означает «сейчас начинается йога, внутренняя дисциплина.»

Зачем нужно полностью останавливать ментальные процессы?

Ментальные процессы психики – причина всех неудобств в жизни. Психика является призмой нашего восприятия мира. То, как мы воспринимаем окружающий нас мир, определяет качество нашего существования в мире.

Согласно йоговской теории, психика состоит из компонентов:

  1. накопительный аппарат,
  2. аналитический аппарат и
  3. оценочный аппарат.

Естественным образом, через органы чувств в психику поступает всякого рода информация об окружающем мире, об объектах окружающего мира. Эта информация о материальных объектах собирается в «пакеты» по признакам, характеристикам и свойствам.

Далее, пакеты сырой информации обрабатываются аналитическим аппаратом и оформляются в образы объектов материального мира. Эти образы наблюдаемых объектов при первом контакте с объектом сохраняются в памяти в виде «сжатых» впечатлений.

Впечатления являются сформированным видением объекта, к которому прикрепляется ярлык оценки «нравится» / «не нравится».

Оценочный аппарат психики работает по принципу «нравится / не нравится», давая оценку вообще всему, что попадает в восприятие.
В дальнейшем, при повторном контакте с объектом, впечатление подымается из памяти и пересобирается в готовый образ объекта в поле внимания, в сознании.

К слову, это самый сильный ментальный процесс психики. То, как мы формируем наше представление об объекте наблюдения, не соответствует объективной реальности в силу обусловленности культурой, воспитанием, мышлением и других наших представлений о внешнем мире.

Наше субъективное восприятие влияет на оценку наблюдаемого.

Сформированный образ наблюдаемого нами предмета (объекта) или явления далее подвергается оценке оценочным аппаратом. Принцип оценки прост: нравится или не нравится.

Результатом оценки образа объекта становится реакция влечения или отвращения к объекту наблюдения. Эти реакции формируют привычки и становятся автоматическими.

В дальнейшем, мы будем просто вспоминать, как мы относимся к тому или иному предмету, явлению, идее, вкусу, цвету или запаху, форме, стилю музыки или живописи, человеку в конце концов.

Всё, что мы видим является образами объектов,а не самими объектами.

Наше влечение или отвращение являются причиной неудовлетворения в жизни.

Можно предположить, что влечение как стремление к состоянию счастья и гармонии является положительной идеей. Действительно, контакт с тем, что создаёт в нас ощущение счастья, избавляет нас от мучений и привносит в жизнь радость, гармонию.

Однако, отсутствие объекта влечения, создающего в нас ощущения счастья, вызывает несчастье, неудовлетворение.

Не существует вечных источников счастья, а значит рано или поздно мы обречены на страдание. Таким образом, влечение или отвращение как реакции или привычки сознания неминуемо приводят своих хозяев к состоянию несчастья.

Реакции и привычки являются результатом работы ментальных процессов.

Следовательно, полная временная остановка ментальных процессов усилием воли приводит к устранению ощущений неудовлетворённости в жизни.

Согласно теории йоги, такая тренировка сознания постепенно ослабляет автоматизм возникновения реакций на внешний мир, что привносит в жизнь элемент новизны, а значит и новые приятные ощущения исследования мира заново.

Также, постоянная практика йоги трансформирует оценочный аппарат, избавляя нас делить мир на «нравится» и «не нравится», давая возможность воспринимать всё вокруг как есть.

В ходе послабления оценочного процесса нас покидает неудовлетворённость миром, отдавая пространство нашего неспокойного ума ощущению удовлетворённости и счастья. В итоге, при постоянной практике йоги наша психика претерпевает фундаментальные изменения и делает нас счастливыми.

Как классифицируются ментальные процессы психики?

Согласно теории йоги, ментальные процессы делятся на:

  1. процесс объективного познания,
  2. внимание-память,
  3. ментальные построения,
  4. ошибка,
  5. глубокий сон.

Процесс объективного познания уже был описан: информация об объекте наблюдения (а это всё, что мы видим, слышим, обоняем, ощущаем и пробуем на вкус) передаётся посредством органов чувств в накопительный аппарат психики, где вся сырая информация собирается в «пакет» и подаётся на анализ в аналитический аппарат. В аналитическом аппарате эти пакеты информации формируются в образы согласно наших представлений о мире (читай «архетипы»). Образ объекта (то, как мы представляем объект) подаётся на оценку в оценочный аппарат, где решается, как следует относится к объекту (а точнее, к его образу, созданному нашим же умом с учётом наших представлений о мире вообще). Если оценочный аппарат решает «нравится», мы в дальнейшем будем испытывать влечение к объекту. Если же аппарат оценки решает «не нравится», мы будем испытывать отвращение при каждом контакте с объектом.

Возможно переосмысление нашего отношения к объекту.

На чистоту нашего восприятия влияют чужое мнение и наша способность анализировать дедуктивно.

Ментальный процесс «Внимание-память» также был описан ранее. Образ объекта, создаваемый психикой, сохраняется после закрепления реакции «нравится» / «не нравится» в памяти в виде впечатления.

Впечатление будет передаваться в сознательное внимание при каждом последующем контакте с объектом или при активизации ощущений, связанных с объектом.

С впечатлением будет подыматься в поле внимания ярлык «нравится» / «не нравится».

Ментальные построения – это наше абстрактное мышление. Ментальные построения – это образы, которые мы ассоциируем с чем-то, чего нет в материальном мире. В нашей жизни множество привычных для нас понятий не имеют опоры в материальном мире. Задумайтесь, что такое «информация» или «любовь», или «Бог», или «энергия».

В вашем уме будут возникать клише вроде «Информация – это вид энергии» или «Бог есть любовь», или «Любовь – это энергия», либо же «Бог – это информационное поле Вселенной» и так далее.

Видите, как одна абстракция определяет другую? В итоге нематериальные явления остаются для каждого из нас исключительно субъективным образом, сформированным нашими суждениями и представлениями и влияющим на наши суждения и представления.

Ошибка – ещё один ментальный процесс, в ходе которого мы принимаем нереальное за реальное, преходящее за вечное, ложное за истинное.

Глубокий сон – это ментальный процесс, вымещающий другие ментальные процессы на время погружения в состояние глубокого сна. Процесс глубокого сна не является, как остальные процессы, подлежащим остановке. Состояние глубокого сна – это состояние ощущения несуществования.

Не следует путать это состояние ощущения несуществования с состоянием отутствия ментальных процессов. Сам процесс глубокого сна является ментальным процессом, а значит состояние ощущения несуществования, присущее глубокому сну, не может характеризовать отсутствие ментальный процессов, к которому стремится каждый йог в свое практике.

Нужно отметить, что ментальные процессы, перечисленные выше, «окрашены» различными характеристиками:

  1. невежество,
  2. самость,
  3. страсть,
  4. отвращение,
  5. привязанность к существованию.

Эти характеристики придают окрас всем ментальным процессам, влияя на наше видение всего мироздания.

Невежество или степень оного определяют чистоту анализа и оценки окружающего мира. Чем невежественней ум, тем грубее он будет воспринимать весь мир. Такой ум не станет обращать внимание на тонкости, будет не в состоянии осмыслить сложные явления, не сможет отделить важное от неважного либо полезное от бесполезного и так далее.

Самость – это осознавание своего «Я», центрированность на себе. В более тонком смысле, самость – это разделения бытия на «Я» и «весь остальной мир».

Страсть – это переживание ярких ощущений влечения. Это может быть страсть к еде или к человеку. Это может быть эмоциональное возбуждение, испытываемое при прослушивании музыки или при соприкосновении с приятным предметом. Так или иначе, это ощущения влечения.

Отвращение прямо противоположно влечению. Влечение и отвращение – две реакции нашего оценочного аппарата психики на любой объект восприятия.

Привязанность к существованию – отдельный аспект влечения, целью которого является самоосознавание существования себя как отдельной сущности.

Чем более мы привязаны к своему существованию, тем более мы укореняемся в страсти или отвращении, тем более мы позволяем себе быть субъективными в суждениях и центрировать всё мироздание на себе, что укрепляет наше невежество.

Все эти «окрасы» в корне меняют качество ментальных процессов. Чем грубее окрас, тем грубее ментальный процесс, а значит тем сильнее ощущения неудовлетворённости жизнью.

Как происходит остановка ментальных процессов?

Остановка ментальных процессов, обуславливающих наше жизненное неудовлетворение, происходит в процессе ментальной концентрации. Эффект ментальной концентрации можно заметить при непродолжительной практике в виде временного исчезновения ментальных возмущений вроде остановки мыслительного процесса или успокоения эмоционального фона.

При длительной практике ментальной концентрации появляются навыки осознанного вмешательства в психические процессы. Осознанное прерывание ментальных процессов (не всех, а только обозначенных выше, влияющих на восприятие реальности) останавливает ход ментального процесса на время удержания концентрации.

Чем длительнее практика концентрации, тем длительнее время удержания остановки ментального процесса усилием воли.
Процесс сконцентрированного ментального наблюдения называется интроспекцией в современной науке.

Среди методов интроспекции можно выделить традиционные методы йоговской интроспекции дедуктивного характера:

  • отказ от реакций, оценок и суждений («Это не мои привычки», «Я беспристрастен к этому»),
  • поиск внутреннего наблюдателя («Кто тот, кто реагирует?», «Кто я?»)

Следует отметить, что разотождествление с личностью отнюдь не является целью этих практик. Скорее, эти практики призваны установить критическое различие между личностью («Я») и тем, что в различных философских системах именуют душой, внутренним наблюдателем, духом, божественным началом.

Отбросив «наслоения» личности в виде принадлежности к культуре, расе, профессии, полу, вере, этносу и прочему, мы находим свою настоящую суть, спрятанную под маской личности.

Тогда, осознавая условность самоопределения себя, мы способны естественным образом отказываться от реакций и привычек, с которыми мы себя ассоциировали.

Конечным итогом практики концентрации является полная трансформация ментального процесса «Внимание-память», в котором все впечатления об объектах внешнего мира с ярлыком «нравится» / «не нравится» устраняются из памяти и более не попадают в  область текущего внимания сознания. Мы более не ассоциируем оценки «нравится» и «не нравится» со своей личностью, познав её условность и изменяемость. Впечатления с ярлыком оценки более не сохраняются и в механизме восприятия навсегда отключается оценочный аппарат. Действительность отныне воспринимается как есть, без суждения, объективно. Образы объектов материального мира и абстрактные образы всё равно формируются под влиянием субъективных представлений личности (так называемых «архетипов» Юнга), но суждения влечения или отвращения к объекту уже не формируются.

Таким образом, ввиду отсутствия реакций влечения и отвращения ко всему в этом мире, мы избавляемся от ощущения неудовлетворённости, которое неизменно наступает иначе. Именно состояние полной и бесповоротной трансформации ментальных процессов, влияющих на наше восприятие мира, через их остановку путём ментальной концентрации является конечной целью йоги.

Если йога – это ментальная практика, как телесные практики связаны с йогой?

Современная йога даёт вагон и тележку способов остановки ментальных процессов с целью их трансформации. В общем и целом, все практики внутреннего успокоения можно разделить на телесные и ментальные.

Телесные практики осуществляются через тело. Наше тело нам близко и по-бытовому понятно.

Суть телесных практик йоги – наблюдать за реакциями психики на приятные и неприятные явления в теле и сознательно вмешиваться в процесс выбора оценки «нравится» / «не нравится», заменяя его на процесс беспристрастного наблюдения.

Можно помещать тело в неудобную позу, либо усилять / ослаблять биохимические процессы в теле посредством дыхательных, психосоматических и прочих методик.

В современной йоге крайне популярны методики работы с телом в различных позах.

Источник: https://azbukayogi.com/yoga-psychic-body-work/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.